8(30135)21486
с. Сосново-Озерское , ул.Матросова,д 46
начало занятий 8.00

Проект стажировочной площадки

Проект «Модель стажировочной площадки по технологии разновозрастного обучения в рамках реализации ФГОС»
Аннотация проекта
Проект «Модель стажировочной площадки повышения квалификации учителей по технологии разновозрастного обучения в рамках реализации ФГОС» разработан на основе стратегических документов государственной политики в сфере образования:
•    Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.,
•    Национальной инициативы «Наша новая школа»,
•    Федеральной целевой программы развития образования.
Главная идея данного инновационного проекта – организация стажировки педагогических работников на базе образовательных учреждений Сельской образовательной сети «Найдал» как формы образовательной деятельности, направленной на формирование и совершенствование профессиональных компетентностей стажеров посредством включения их в практику ОУ – носителя опыта разновозрастного обучения. Данная форма создает условия для проектирования стажёрами на основе изученного инновационного опыта собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям конкретного образовательного учреждения.
В настоящее время сельская образовательная сеть «Найдал» объединяет в качестве ресурсного центра Сосново – Озерскую СОШ №1» и 13 школ малых поселений с разновозрастным обучением. Школы работают на основе договоров о сотрудничестве. Приложение 1. Ретроспектива развития Сельской образовательной сети «Найдал» 2007 -2011гг.
Основными направлениями деятельности стажировочной площадки будут являться: 1) разработка образовательной программы стажировочной площадки по технологии разновозрастного обучения; 2) деятельность в качестве стажировочной площадки профессионального развития педагогов и руководителей ОУ Республики Бурятия; 3) разработка нормативно-правового обеспечения деятельности стажировочной площадки; 4) экспериментальная деятельность по формированию новых финансово-экономических механизмов и нормативов; 5) экспериментальная деятельность по разработке программных и дидактических материалов по технологии разновозрастного обучения.
В результате реализации проекта будут созданы и внедрены в образовательную практику региона: образовательная программа курсовой подготовки (стажировки) учителя разновозрастного обучения для малокомплектной сельской школы на базе образовательных учреждений Сельской образовательной сети «Найдал»,  пакет нормативно-правовых актов (в том числе и предложения в нормативные акты регионального и федерального уровней), пакет программных документов и дидактических материалов, электронные базы данных.
Важными внутренними эффектами реализации проекта станут позитивная динамика развития кадрового потенциала, увеличение сети инновационных образовательных учреждений, расширение использования инновационных технологий, обеспечение доступности качественного образования большему количеству потребителей образовательных услуг.
Сельская образовательная сеть «Найдал», таким образом, интегрирует инновационной опыт разновозрастного обучения в региональное образовательное пространство.  
Данная модель  разновозрастного обучения может быть перенесена не только в  школы малых поселений, но и в любую школу региона с учетом подготовки и переподготовки педагогических кадров на стажировочной площадке сети.

I.    Введение
Актуальность
Актуальность социально – экономического развития малых поселений в нашей стране выразил Президент России Д.А. Медведев: «Нам нужно рассредоточиваться по территории страны. Малые поселения – это как каркас, который удерживает Сибирь. Если они умрут, то мы получим обезлюденные территории. Поэтому очень важно сохранить каждый населенный пункт в качестве элемента жизнеобеспечения Сибири…Ситуация такова, что вымирает село и вокруг него сразу образуется пустота в несколько десятков километров.  Статистика показывает, что снижается численность населения малых поселений. Исчезновение малых поселений приводит к тому, что огромные территории оказываются не заселенными.
Исходя из тезиса, что повышение качества образования сельских школьников является одним из ключевых факторов социально – экономического развития и повышения качества жизни в малых поселениях, а, следовательно и муниципалитетов и регионов,  актуальность развития кадрового потенциала школ малых поселений на сегодняшний день является важнейшей задачей.
По статистике в России из 59 тысяч школ почти 40 тысяч - сельские, где учатся 4 миллиона человек. «…В Республике Бурятия на 1 сентября 2010 года от общего количества школ республики сельские составляют 77,7%, малокомплектные –  49,6%. В структуре сельских школ доля начальных составляет 18,5%, основных – 15,3%, средних – 66,2%. Количество малочисленных сельских школ ежегодно увеличивается. На сегодняшний день каждую вторую основную школу в сельской местности можно отнести к малочисленной.  В настоящее время в 41,1 % начальных школ контингент обучающихся составляет менее 10 человек, в 24,5% основных школ – менее 40 детей, в 32,5% средних школ – менее 100 детей…» (из публичного отчета МОН РБ за 2010 г.)
В качестве основного механизма повышения качества образования в сельской школе, мы рассматриваем внедрение в образовательный процесс современных инновационных технологий, в том числе технологии разновозрастного, концентрированного обучения в рамках реализации ФГОС.
Кардинальное изменение структуры ОУ, связанное с переходом на разновозрастное обучение, требует трансформации содержания образования. Для развития интеллектуальных возможностей в рамках реализации ФГОС необходимо находить нечто новое, значительно более близкое к современным научно-теоретическим представлениям, и, главное, отыскивать те способы действий с предметами, которые помогают самим детям открывать скрытые от непосредственного восприятия свойства и отношения, фиксировать их в адекватных пространственно-графических или знаковых моделях.
Существуют исторически сложившиеся общепринятые подходы к построению содержания образования. Они настолько утвердились, что ни у кого не поднимается рука их разрушить. На наш взгляд, установившийся подход к проектированию учебных предметов не всегда оправдан, так как с учетом достижений современной науки и практики всегда можно выбрать более «удобный», подчиняющийся строгой логике путь изучения школьных дисциплин. По этой причине встал вопрос о создании учебных программ, которые можно было бы применять при организации разновозрастного обучения.
Так как эта задача пока не является для педагогической науки актуальной, всю работу приходится выполнять педагогическим коллективам, для которых она представляет интерес.
Таким образом, тесно увязываются  три проблемы, требующие эффективной реализации: формирование и отбор нового содержания общего образования согласно требованиям нового ФГОС, разработка и отбор методов, технологий реализации этого образования и подготовка учителя, способного реализовать новое содержание образования.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» большое внимание уделяется обобщению передового педагогического опыта лучших педагогов и образовательных учреждений в системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации работников образования. Одной из моделей обобщения инновационного опыта учителей в образовательных учреждениях являются стажировочные площадки.
Цель проекта: разработать и реализовать «Модель стажировочной площадки повышения квалификации учителей по технологии разновозрастного обучения в рамках реализации ФГОС» на базе общеобразовательных учреждений Сельской образовательной сети «Найдал»
Задачи:
1.    Разработка Модели стажировочной площадки на базе общеобразовательного учреждения;
2.    Разработка образовательной программы курсовой подготовки (стажировки) учителя разновозрастного обучения для малокомплектной сельской школы на базе образовательных учреждений  Сельской образовательной сети «Найдал»;
3.    Разработка пакета нормативно – правовых  актов деятельности стажировочной площадки, затрагивающей финансовую, правовую, организационную стороны ее деятельности;
4.    Разработка модели дистанционного сопровождения стажеров учителями - тьюторами;
5.    Формирование новых финансово-экономических механизмов и нормативов;
6.    Разработка и внедрение актуальных и эффективных форм предъявления результатов ассоциированным потребителям.
II.    Краткое описание проекта
В ходе реализации проекта будет создана Модель стажировочной площадки повышения квалификации учителей на базе образовательных учреждений Сельской образовательной сети «Найдал», которые имеют инновационный опыт организации учебно-воспитательного процесса по технологии разновозрастного, концентрированного обучения.
Деятельность стажерской площадки  будет направлена на:
- изучение инновационных моделей организации продуктивной деятельности учителей разновозрастного обучения по формированию ключевых компетенций обучающихся;
- развитие профессиональной компетентности учителя  разновозрастного обучения;
- определение дальнейшего направления развития деятельности учителей - стажеров;
- проектирование на основе изученного инновационного опыта вариативных моделей педагогической деятельности, адаптированных к условиям конкретного образовательного учреждения и педагога;
- внедрение современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс;
- дистанционное сопровождение учителем-тьютором продуктивной деятельности учителя-стажера, адаптированной к условиям конкретного образовательного учреждения.
- анализ практической деятельности учителя через проведение «мастер-классов», обобщение передового педагогического опыта.
Мы считаем, что реализация программы стажировки позволит повысить уровень профессиональной компетентности учителей в таких вопросах как:
− изучение актуальных проблем развития образования в аспекте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- методика подготовки и проведения современного учебного занятия в разновозрастных учебных группах с использованием метапредметного подхода;
− совершенствование предметных умений (применение системно-деятельностного подхода при проектировании содержания предмета и в организации УВП);
− применение современных технологий и методик обучения (концентрированное обучение, коллективные способы обучения, проектный метод и т.д.) для решения различных дидактических и методических задач в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
Деятельность стажировочной площадки будет осуществляется в виде очных и дистанционных по форме проведения мероприятий (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий).
В ходе проведения очных мероприятий на стажерской площадке предполагаются различные виды деятельности:
•     презентация инновационной модели системы работы учителя- тьютора;
•    посещение учебных занятий учителя-тьютора с целью изучения инновационных моделей организации образовательного процесса;
•     проектирование и проведение учителем-стажером учебных занятий на месте стажировки;
•    проектирование совместно с учителем-тьютором образовательного проекта или образовательного продукта учителя-стажера;
•    индивидуальные консультации;
•    участие в практикумах, «круглых столах» по анализу и оценке индивидуальной педагогической деятельности как учителя-наставника, так и учителя-стажера;
•     проведение итогового учебно-методического семинара по проблеме стажировки.
В ходе проведения дистанционных мероприятий на стажерской площадке предполагаются различные виды деятельности:
•    методическое сопровождение учителем-тьютором разработки образовательного проекта или образовательного продукта учителя-стажера;
•    проведение учителем – стажером on-lain – уроков на своем рабочем месте;
•    проведение учителем –  тьютором on-lain –  консультаций.
Итогом очной стажировки является представление  отчета-презентации стажера, в котором дается структурированный анализ содержания работы, описание собственной модели деятельности на основе изученного опыта.
По итогам всей стажировки (очной и дистанционной) проводится общественно-профессиональная экспертиза в Ресурсном центре сети (с приглашением профессиональных региональных, федеральных экспертов) реализованных образовательных проектов или образовательных продуктов, разработанных стажерами. По итогам экспертизы стажеру дается рекомендация на первую или высшую квалификационные категории.
Важной функцией, которую реализует в данном случае Ресурсный центр сети и не реализовали существовавшие ранее структуры, является функция организатора повышения квалификации и переподготовки работников образования  сети, в рамках которой он выступает посредником между ними и образовательными учреждениями, с одной стороны, и институтами повышения квалификации, с другой.
Ресурсный центр изучает спрос, то есть потребности работников образования и образовательных учреждений в повышении квалификации и доводит эту информацию до институтов повышения квалификации; изучает предложения об услугах институтов повышения квалификации; согласует спрос и предложение, организуя реализацию различных программ повышения квалификации преимущественно на своей базе.
Ресурсный центр реализует также функции методического, информационного и консультационного центра.
Характерной особенностью данной модели повышения квалификации станет необходимость её организации в режиме персонификации государственных обязательств; формирование содержания образования индивидуально для каждого слушателя, путем выбора модулей; самостоятельное определение сроков и форм повышения квалификации, внешняя экспертиза и конкурсный отбор модулей для обучения.  
Итогом реализации программ повышения квалификации на базе образовательных учреждений сети является выполнение слушателем учебного задания в форме практико-ориентированного проекта, продукт которого должен быть пригоден к использованию в профессиональной деятельности.
Аналогичная модель системы повышения квалификации, мы считаем, приведет к следующим эффектам:
Во-первых, серьёзное удешевление процедуры прохождения повышения квалификации как для работников, так и для образовательных учреждений, за счёт приближения услуги к потребителю позволит направить сэкономленные средства на развитие кадрового потенциала учреждений.
Во-вторых, будет устранена проблема охвата системой повышения квалификации 20 % педагогических работников в год и 100 % за 5 лет
Модульная система переподготовки и повышения квалификации учителей может гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов.
База эксперимента. Экспериментальной базой стажировочной площадки станут передовые образовательные учреждения СОС «Найдал», такие как МОУ «Сосново-Озерская СОШ №1», МОУ «Комсомольская СОШ», МОУ «Тулдунская СОШ», МОУ «Ширингинская СОШ».
III.    Описание экспериментальной деятельности
(механизмов реализации проекта)
Описание механизмов реализации проекта осуществлено в свете решения задач проекта.
1.    Разработка модели стажерской площадки по повышению квалификации учителей сети
Создание и развитие Сельской образовательной сети «Найдал» началось в 2007 г. именно с переподготовки кадров школ малых поселений для преподавания в условиях разновозрастности класса. Разрешение основного противоречия деятельности школ малых поселений - между объединением учащихся разных возрастов в один класс и отсутствием у учителей теоретической и методической подготовки преподавания в условиях разновозрастности - позволили   малокомплектным школам, участникам сети «Найдал»,  выйти на качественно иной уровень организации учебно – образовательного процесса, построенного на деятельностном подходе и кардинально изменившего традиционную классно – урочную систему обучения.
Начиная с 2007 года Сельская образовательная сеть «Найдал» для своих учителей организовала и провела: 4 авторских курса М.М. Батербиева «Учитель разновозрастного обучения» (Усть – Илимский экспериментальный лицей), авторские курсы Остапенко А.А. «Инновационные пути интенсификации школьного обучения», курсы «Областного центра мониторинга образования» г. Новосибирск на получение сертификата «Разработчик и эксперт по диагностике предметной обученности учащихся».
Уже в настоящее время в режиме обучающих и проектно-методических семинаров учителя республики обучаются технологии разновозрастного обучения на базе образовательной сети. В данном направлении Сельская образовательная сеть «Найдал» тесно сотрудничает с  Республиканским институтом кадров управления и образования. Опираясь на уже приобретенный опыт совместной деятельности с РИКУиО по проведению стажировочных мероприятий, Управление программой деятельности стажировочной  площадки  мы видим следующим образом:
•    Составление программы деятельности стажерской площадки и согласование с ответственным куратором  РИКУиО;
•    Определение обязанностей и ответственности руководителей школы и педагогов за выполнение программы деятельности стажерской площадки.
•    Назначение координатора стажерской площадки со стороны ОУ.
•    Создание проектной группы по разработке рабочих учебных программ стажировок.
•    Разработка рабочих учебных программ стажировок и согласование с ответственным куратором  РИКУиО.
•    Определение средств контроля за реализацией программы деятельности стажерской площадки.
•    Разработка локальных актов, регулирующих деятельность ОУ-стажерской площадки с учетом условий конкретного ОУ.
В ходе реализации программы повышения квалификации предусмотрено: сочетание образовательной, научно-исследовательской и учебно-методической составляющих; овладение способами проведения занятий с использованием интерактивных методик обучения и воспитания, применения информационно-коммуникационных технологий; освоение инновационных методик проведения занятий; освоение принципов разработки тестовых и контрольно-измерительных материалов для оценки качества образования.
Стажировка как форма повышения квалификации позволяет осваивать инновационные способы и средства профессиональной деятельности  непосредственно в тех условиях, в которых они формировались, в контакте с авторами инноваций, осуществлять анализ условий качественного изменения собственной деятельности и на основе этого проектировать индивидуальную модель инновационной деятельности, адаптированную к условиям конкретного образовательного учреждения.
2.     Разработка образовательной программы курсовой подготовки (стажировки) учителя разновозрастного обучения для малокомплектной сельской школы на базе образовательных учреждений  Сельской образовательной сети «Найдал». Приложение 2.
Образовательная программа для   учителя малокомплектной сельской школы с разновозрастным обучением  будет состоять  из пяти  блоков.
I.    Блок теоретический (лекции, самостоятельная и групповая работа с первоисточниками). Данный блок делится на заочный и очный периоды.
•    Заочный период. Потенциальные слушатели еще до начала стажировки прорабатывают рекомендованную литературу;
•    Очный период. Слушателям предлагается курс лекций;
•    Очный период. Слушателям предлагается возможность изучения необходимой литературы индивидуально или в группе.
II.    Блок  практический:
•    Очный период. Участие в работе разновозрастной учебной группы;
•    Очный период. Проектирование и проведение учебных занятий в ОУ – месте стажировки;
III.    Блок проектировочный.
•    Очный период. Программой предусматривается разработка (проектирование) собственных проектов в ходе самостоятельной и групповой работы;
IV.      Блок  экспертный.
•    Очный период. Каждый слушатель не только выступает в роли проектировщика, но и выполняет роль общественного эксперта других проектов.
V.      Блок внедренческий.
•    Заочный период. Проекты, разработанные в ходе стажировки, будут внедряться после окончания курсовой подготовки;
•    Заочный период. Учителя – тьюторы будут дистантно сопровождать проекты.
VI. Блок итоговый.
•    Очный период. Проводится общественно – профессиональная экспертиза  реализованных проектов и образовательных продуктов учителей – стажеров. Приглашается команда профессиональных федеральных, региональных экспертов, которые могут дать рекомендации на присвоение первой или высшей квалификационной категории.
В настоящем проекте разработка и апробация Модели стажировочной площадки на базе общеобразовательных учреждений СОС «Найдал» сочетается с одновременной проработкой вопросов подготовки учителей к реализации государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.   Таким образом, образовательная программа стажировки будет базироваться на конечных результатах курсовой подготовки учителя, иными словами на идеях компетентностного подхода.
Программы стажировки должны гарантировать формирование соответствующих компетенций. Именно компетенции и их сформированность  будут служить критериями оценки образовательных программ. Приложение 3. Механизм выявления компетентностей.
Также в рамках данного проекта мы предлагаем некоторый перечень профессиональных компетентностей, которые учитель может показать как конечный результат курсовой подготовки. Приложение 4. Требования к результатам освоения ООП на базе образовательного учреждения.

3.    Разработка пакета нормативно – правовых  актов деятельности стажировочной площадки, затрагивающей финансовую, правовую, организационную стороны ее деятельности:
•    Положение о стажировочной площадке на базе общеобразовательных учреждений Сельской образовательной сети «Найдал»;
•    Изменения в должностные инструкции руководителей и педагогов ОУ – стажерских площадок;
•    Изменения в положение о стимулировании педагогических работников в ОУ – стажерских площадках;
•    Методические рекомендации по  составлению рабочих учебных программ стажировок;
•    Рабочие учебные программы стажировок и их дидактическое обеспечение;
•    Пакет дидактического и программно-методического обеспечения реализации инновационных технологий (разновозрастного, концентрированного обучения, инфомационно-коммуникационных технологий);
•    Разработка требований к результатам освоения образовательной программы повышения квалификации на базе общеразовательного учреждения
•    Положение о повышении квалификации с выходом на аттестацию;
•    Новые экономические механизмы деятельности образовательной сети в статусе стажировочной площадки.