8(30135)21486
с. Сосново-Озерское , ул.Матросова,д 46
начало занятий 8.00

Проект «Межмуниципальная образовательная сеть «Найдал» как инновационный ресурс социально – экономического развития региона»

Аннотация проекта

Проект «Межмуниципальная образовательная сеть «Найдал» как инновационный ресурс социально – экономического развития региона» разработан на основе стратегических документов государственной политики в сфере образования:
•    Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.,
•    Национальной инициативы «Наша новая школа»,
•    Федеральной целевой программы развития образования.
Главная идея данного инновационного проекта – обеспечение нового качества образования, ориентированного на повышение качества жизни будущих выпускников и всего нашего общества, за счет организации  эффективного сотрудничества образовательных учреждений в рамках межмуниципальной сельской образовательной сети «Найдал».
В настоящее время сельская образовательная сеть «Найдал» объединяет в качестве ресурсного центра Сосново – Озерскую СОШ №1» и 13 школ малых поселений с разновозрастным обучением. Школы работают на основе договоров о сотрудничестве. Приложение 1, 2. Карта сети, Ретроспектива развития Сельской образовательной сети «Найдал» 2007 -2011гг.
Замысел данного проекта заключается в том, чтобы разработать и реализовать основную сетевую образовательную программу сельской школы по ступеням обучения, основанную на следующих ключевых идеях:
•    Внедрение и научно – методическое сопровождение в школах малых поселений сети инновационной технологии разновозрастного обучения, которая обеспечивает повышение качества образования, отвечает требованиям нового ФГОС (деятельностный подход, развитие ключевых компетентностей, развитие кадрового потенциала и материально – технических, информационно – технологических условий), а также позволяет оптимизировать имеющееся финансовое обеспечение;
•    Разработка нормативно – правовой базы деятельности сети, затрагивающей финансовую, правовую, организационную стороны деятельности сети. Сквозными результатами реализации основной образовательной программы на выходе из старшей школы должны стать предпрофессиональные компетенции выпускников школы, которые  позволят в дальнейшем на подготовить специалистов,  ориентированных на тип хозяйствования поселения в частности, и региона в целом. Например, для МО «Еравнинский район» приоритетными направлениями развития экономики района являются: сельский туризм, промышленное рыболовство, горно-обогатительное производство, сельско – хозяйственное животноводство;
•     Сетевая образовательная программа предполагает создание депозитария программ и проектов по предпрофессиональной подготовке старшеклассников по выбранным направлениям будущей профессиональной деятельности с привлечением специалистов с непедагогическим образованием. Предусматривается  система профессиональных стажировок в организациях, учреждениях, бизнес – структурах сети (данный опыт является результатом инновационного проекта Сосново – Озерской СОШ №1 на статус ФЭП в 2004 г.). Будет разработана нормативно – правовая база сотрудничества с необразовательными   учреждениями и механизм оплаты труда привлеченных специалистов;
•     При отсутствии  в школе малого поселения учителя – специалиста в какой-либо предметной области  учащимся обеспечивается возможность обучаться у учителя - предметника в сети дистанционно в режиме on-lain уроков, системы сопровождения самостоятельных работ ученика, очно-заочных сессий.  Также на сайте сети будет размещен депозитарий программ внеурочной деятельности, разработанных учителями сети. В этом случае ученику предлагается широкий выбор программ и сетевых проектов, которые он может осваивать в дистанционном режиме;
•    Для достижения поставленных целей данной образовательной программы в каждой школе сети должны быть обеспечены кадровые условия. В рамках проекта будет разработана образовательная программа повышения квалификации сетевых учителей и тьюторов (в настоящее время на базе ресурсного центра и школ Еравнинского района при содействии Усть – Илимского экспериментального лицея (Иркутская область) эффективно  действует стажерская площадка для учителей разновозрастного обучения, которая позволила обучить за 2009 – 2011гг. более 120 учителей из 6 районов республики технологии разновозрастного обучения);
•    Для реализации дистанционного обучения в школах с разновозрастным обучением будет разработан механизм финансирования сетевых образовательных программ (расчет сетевого норматива, включающего все виды деятельности учителя и система взаимозачетов между образовательными учреждениями);
•    Интеграция учебной и внеучебной деятельности с целью приобретения учащимися социального опыта в школе с разновозрастным обучением будет обеспечена реализацией программы «Путь к успеху». Формулы успеха должны изучаться еще на школьной скамье: умение обращаться с собственными чувствами, справляться с конфликтами, определять жизненные цели, приобретать навыки общения, сформировать правильное отношение к собственному здоровью, нравственные ценности, которые помогут вести более результативную и наполненную жизнь. Будет создан дистанционный Центр развития личности «Путь к успеху» для предоставления возможностей учащимся, разновозрастным группам и классам самостоятельно выбрать сферы приложения своих сил и добиться там успеха, через школьные, сетевые проекты и события. Также будет разработана и реализована сетевая образовательная программа освоения важных жизненных навыков.
•    В сетевой основной образовательной программе на каждой ступени обучения будет сформирована система оценки качества образования. Задача сети при всей ее творческой свободе и инновационности – обработать результаты обучения в общепринятой форме, разработать механизм конвертации результатов.  Нахождение точек соприкосновения традиций и инноваций в этом контексте – также одна из  основных задач данного проекта. Будет разработан банк контрольно – измерительных материалов для диагностики предметных, метапредметных, а также личностных результатов учащихся.
Таким образом, для реализации ключевых идей предлагаемой сетевой образовательной программы требуются одномоментные крупные финансовые вложения (единая компьютерная среда на 14 школ в 6 – ти районах республики, высокоскоростная Интернет-связь, мобильные компьютерные классы в школах сети) в размере 4500 тыс. рублей. Получение достоверного и ощутимого экономического и социального эффекта возможно через 15-25 лет, когда выпускники основной сетевой образовательной программы получат профессиональное образование и вернуться в свои поселения.
Данная модель образовательной программы может быть перенесена не только в  школы малых поселений, но и в любую школу региона с учетом подготовки и переподготовки педагогических кадров на стажерской площадке сети.
Введение
Все хотят успеха, все желают быть успешными – правительство, ведомства, предприятия, сообщества, каждый гражданин. Только каждый вносит в это понятие свой смысл, кладет в основу свои критерии. И это совершенно правильно. Ведь для человека успех – в реализации его личных возможностей и признании их, а для государства – рост качества жизни его граждан через развитие экономики. Объединяет эти представления только один ресурс успеха – образование. В условиях решения стратегических задач развития общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение сделать правильный выбор, в том числе выбор профессии, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Формулы успеха должны изучаться еще на школьной скамье. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, принимать и успешно претворять эффективные решения в разных жизненных ситуациях в условиях высокотехнологичного конкурентного общества.
Таким образом, исходная гипотеза данного проекта - качество образования является одним из существенных факторов социально-экономического развития страны и качества жизни населения региона, муниципалитетов и, особенно, малых поселений,
Актуальность социально – экономического развития малых поселений в нашей стране выразил Президент России Д.А. Медведев: «Нам нужно рассредоточиваться по территории страны. Малые поселения – это как каркас, который удерживает Сибирь. Если они умрут, то мы получим обезлюденные территории. Поэтому очень важно сохранить каждый населенный пункт в качестве элемента жизнеобеспечения Сибири…Ситуация такова, что вымирает село и вокруг него сразу образуется пустота в несколько десятков километров.  Статистика показывает, что снижается численность населения малых поселений. Исчезновение малых поселений приводит к тому, что огромные территории оказываются не заселенными.
Не вызывает сомнения необходимость принятия инновационных решений, способных изменить ситуацию. В противном случае негативные процессы примут необратимый характер. Россия безвозвратно потеряет свое сибирское население, а с ним и земли, на которых оно живет…».
Демографические проблемы малых поселений в первую очередь, зависят от того качества образования, которое обеспечивает школа в этом селе. Когда уровень качества школьного образования не соответствует ожиданиям и запросам населения, когда выпускники неуспешны и не востребованы во «взрослой жизни», родители, имеющие детей - школьников вынужденно выезжают из таких поселений.  А это самые трудоспособные граждане, которые могли бы внести вклад в социально – экономическое развитие данного поселения.
Ученые, исследующие вклад фактора «образование» в экономический рост, выявляют:
1)    чрезвычайно высокую  связь между образованием и национальным доходом;
2)    достигнутый образовательный потенциал общества наибольший экономический эффект дает через 15—25 лет .
Исходя из тезиса, что повышение качества образования сельских школьников является одним из ключевых факторов социально – экономического развития и повышения качества жизни в малых поселениях, а, следовательно и муниципалитетов и регионов, то актуальность развития школ малых поселений на сегодняшний день является важнейшей задачей.
По статистике в России из 59 тысяч школ почти 40 тысяч - сельские, где учатся 4 миллиона человек. «…В Республике Бурятия на 1 сентября 2010 года от общего количества школ республики сельские составляют 77,7%, малокомплектные –  49,6%. В структуре сельских школ доля начальных составляет 18,5%, основных – 15,3%, средних – 66,2%. Количество малочисленных сельских школ ежегодно увеличивается. На сегодняшний день каждую вторую основную школу в сельской местности можно отнести к малочисленной.  В настоящее время в 41,1 % начальных школ контингент обучающихся составляет менее 10 человек, в 24,5% основных школ – менее 40 детей, в 32,5% средних школ – менее 100 детей…» (из публичного отчета МОН РБ за 2010 г.)
Таким образом, в основе решения проблемы развития поселенческой России как один из важнейших факторов этого развития рассматривается повышение качества образования в сельской школе с целью дальнейшего привлечения выпускников школ в развитие социально – экономической, инвестиционной привлекательности своего поселения, муниципалитетов.
В данном проекте, в качестве основного механизма решения проблемы повышения качества образования, мы рассматриваем разработку и реализацию новой сетевой основной образовательной программы в условиях деятельности межмуниципальной Сельской образовательной сети «Найдал». В новой сетевой ООП тесно увязываются три проблемы: формирование и отбор нового содержания общего образования согласно требованиям нового ФГОС и перспективным направления развития муниципальных образований, разработка и отбор методов, технологий реализации этого образования и подготовка учителя, способного реализовать новое содержание образования.
Цель проекта: разработать и реализовать сетевую образовательную программу межмуниципальной сельской образовательной сети «Найдал» на основе требований нового ФГОС и перспективных направлений развития муниципальных образований Республики Бурятия.
Задачи:
1.    Внедрение инновационных технологий обучения, в том числе разновозрастностной технологии обучения в школах сети;
2.    Разработка модели стажерской площадки по повышению квалификации учителей сети;
3.    Разработка нормативно – правовой базы деятельности сети, затрагивающей финансовую, правовую, организационную стороны деятельности сети;
4.    Разработка форм предпрофессиональной подготовки учащихся школ сети с учетом перспективных направлений программ социально – экономического развития поселений;
5.    Разработка модели дистанционного обучения учащихся сети в условиях разновозрастного обучения;
6.    Разработка механизма финансирования сетевых образовательных программ (расчет сетевого норматива, включающего все виды деятельности учителя и системы взаимозачетов между образовательными учреждениями);
7.    Разработка модели сетевого Центра развития личности «Путь к успеху» для предоставления учащимся сети более широких возможностей  саморазвития и творческого самовыражения;
8.    Разработать сетевую модель системы оценки качества образования и механизм конвертации результатов в сети;
9.    Разработать и внедрить актуальные   и эффективные формы предъявления результатов ассоциированным потребителям.

Механизм оценки результатов
Решение всех задач образовательной программы сети в ходе ее реализации в рамках проекта «Межмуниципальная образовательная сеть «Найдал» как инновационный ресурс социально – экономического развития региона»  в комплексе направлены на достижение сквозных результатов обучения по ступеням обучения вне зависимости от места жительства обучающегося.
Единство противоположностей:
•    Сквозные результаты – единство школы
•    Возрастная школа – качественное отличие ступеней
Сквозные результаты:
•    образовательная самостоятельность;
•    образовательная инициатива;
•    образовательная ответственность
Возрастная школа:
•    Старшая школа – ИОТ
•    Основная школа – социальные и учебные пробы
•    Начальная школа – умение учиться
Механизмы реализации стандарта, заложенные в ОП сети
•    Оценка результатов овладения ООП
•    Организация образовательного процесса
Сквозной линией формирования компетентности в  образовательной сети является создание условий для самостоятельного ответственного действия
В начальной школе формируется учебная самостоятельность – способность к самостоятельной организации в рамках учебных задач, а также особые формы коммуникативной компетентности – способность к участию в общей дискуссии.
       В основной школе – мера самостоятельности и ответственности определяется решением учебно-практических задач, существенно возрастает ответственность за собственные действия, формируется коммуникативно-социальная компетентность.
       В старшей школе продолжаются эти линии, к ним прибавляется способность к продуктивному планированию своего будущего, основанному на профессиональном и личностном самоопределении. Приложение 3. Сквозные результаты образования в образовательной сети «Найдал».
Описание экспериментальной деятельности
(механизмов реализации проекта)
Описание механизмов реализации проекта осуществлено в свете решения задач проекта.
Внедрение инновационных технологий обучения, в том числе разновозрастностной технологии обучения.
В стратегии модернизации российского образования заявлено о необходимости реализации компетентностного подхода в образовании, который является одним из способов построения новой образовательной парадигмы. Понимание результативности образования складывается из двух составляющих: компетентностной и знаниевой, где ЗУНы  являются средством  для реализации тех видов деятельности, которые формируют компетентности.  Новый стандарт образования делает акцент на следующие ключевые понятия: образовательная программа, не только учебные, но и неучебные достижения, компетентности.
Цель и основной результат образования в модели разновозрастного обучения  понимается как развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Модель  реализует лежащий в основе Стандарта системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, диалога культур. Модель включает в себя инновационное преобразование содержания образования, способов организации образовательной деятельности, взаимодействия участников образовательного процесса.
Обучение детей разного хронологического возраста одному и тому же содержанию учебного предмета невозможно при традиционной классно – урочной или классно – параграфной системе обучения. Как основная единица организации учебного процесса при разновозрастном обучении выбран не урок, а недельное погружение по предмету, с соответствующим расписанием, где через каждые два урока предусмотрен предмет эмоционально – двигательного или художественно – эстетического  цикла. При этом подходе во - первых, снижается многопредметность во время занятий и мнопредметность домашних заданий. Во – вторых, высвобождается время для занятий дополнительного образования, чтения книг, свободного времени. Это несомненно приводит к снижению уровня тревожности детей.
В школе с разновозрастным обучением главным основанием организации деятельности детей является учет ведущего типа деятельности подростков – общения. Без общения нет развития. Любая деятельность осуществляется в процессе общения (коллективный труд, учение, игра). Совместная  деятельность подростков наиболее продуктивна, если  она будет опираться на тип ведущей деятельности. В трудах А. Н. Леонтьева показано, что именно в ведущей деятельности индивида возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, а значит, новые виды взаимодействия.
Естественная среда общения – разновозрастная. Исторически сложилось так, что взаимодействие людей  одного хронологического возраста  возможно только в искусственно создаваемых группах. А такие группы создаются исключительно  только в системе образования – одновозрастные классы. Во всех остальных случаях  общение и взаимодействие индивидов происходят в разновозрастных коллективах.
Старшие и младшие влияют друг на друга. Важным аспектом педагогического регулирования межвозрастного взаимодействия в условиях  разновозрастных групп является организация взаимообучения. Под взаимообучением понимается  овладение знаниями, умениями и навыками в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. При этом в зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль учителя или ученика. Обучая своего товарища, ученик не только передает информацию. В процессе коммуникации он актуализирует имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой стороны. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя.
Следует отметить, на наш взгляд, очень важную отличительную особенность разновозрастного коллектива - освоение и принятие каждым его членом  своей социальной роли в данной группе. Если в одновозрастном коллективе эта роль может закрепиться, как минимум, до конца учебы в школе, в разновозрастном коллективе эта роль меняется почти каждый год, потому что ребенок стал на один год старше.
Старшему положение ведущего обеспечивает больший жизненный опыт, знания, уверенность в своих действиях.  Установлено,  что если школьник вступает во взаимодействие как младший, то чаще всего действует механизм подражания, при этом ребенок как бы ориентируется на «зону ближайшего развития». Для случая, когда ученик во взаимодействие включается как старший, действует механизм «социального взросления». Это позволяет старшему играть роль опекуна, руководителя или старшего товарища, соратника, сотрудника. Во многих случаях в позициях старшего одновременно можно обнаружить и то, и другое. При этом важно, что имеющиеся различия в статусе, возрасте осознаются и переживаются как младшими, так и старшими - это в значительной мере влияет на их взаимовосприятие и отношение друг к другу.  Это своеобразная «тренировка к взрослой жизни», так как реализация учащимися своих социальных функций в будущем, вхождение детей в социум зависит от того, насколько успешно ими осваиваются социальные роли в процессе взаимодействия с людьми разного возраста.
Индивидуальный темп развития. При разновозрастном обучении учащимся  предоставляется подлинная свобода в определении темпа, траектории продвижения, и поэтому только  при такой организации можно наиболее полно  реализовать личностно ориентированное  обучение.
Из этого следует, что объектом технологии является не только его предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности учащихся и организационные формы образовательного процесса в целом.
Разработка модели стажерской площадки по повышению квалификации учителей сети
Создание и развитие Сельской образовательной сети «Найдал» началось в 2007 г. именно с переподготовки кадров школ малых поселений для преподавания в условиях разновозрастности класса. Разрешение основного противоречия деятельности школ малых поселений - между объединением учащихся разных возрастов в один класс и отсутствием у учителей теоретической и методической подготовки преподавания в условиях разновозрастности - позволили   малокомплектным школам, участникам сети «Найдал»,  выйти на качественно иной уровень организации учебно – образовательного процесса, построенного на деятельностном подходе и кардинально изменившего традиционную классно – урочную систему обучения.
Начиная с 2007 года Сельская образовательная сеть «Найдал» для своих учителей организовала и провела: 4 авторских курса М.М. Батербиева «Учитель разновозрастного обучения» (Усть – Илимский экспериментальный лицей), авторские курсы Остапенко А.А. «Инновационные пути интенсификации школьного обучения», курсы «Областного центра мониторинга образования» г. Новосибирск на получение сертификата «Разработчик и эксперт по диагностике предметной обученности учащихся».
В настоящее время на базе сети в режиме обучающих и проектно-методических семинаров учителя республики обучаются технологии разновозрастного обучения у учителей сети через сотрудничество Сельской образовательной сети «Найдал» с Республиканским институтом кадров управления и образования.
 В рамках модели стажерской площадки на базе общеобразовательного учреждения будет разработана образовательная программа повышения квалификации и переподготовки педагогических работников по следующим направлениям:
•    учитель разновозрастного обучения,
•    учитель-тьютор,
•    сетевой учитель.
Стажерская площадка на базе образовательной сети призвана решать следующие задачи:
•    повышение доступности курсов повышения квалификации, адекватность содержания и форм повышения квалификации и переподготовки потребностям работников и региональной политике;
•    развитие учреждений, предоставляющих услуги по повышению квалификации через активный маркетинг данных услуг;
•    развитие сервисной поддержки кадров системы образования через создание условий для формирования самостоятельного заказа традиционных и нетрадиционных форм (независимая экспертиза, консалтинг, стажировки, дистант и т.п.);
•    удовлетворение потребностей сельских образовательных систем в различных ресурсах и т.д.
В ходе реализации программы повышения квалификации предусмотрено: сочетание образовательной, научно-исследовательской и учебно-методической составляющих; овладение способами проведения занятий с использованием интерактивных методик обучения и воспитания, применения информационно-коммуникационных технологий; освоение инновационных методик проведения занятий; освоение принципов разработки тестовых и контрольно-измерительных материалов для оценки качества образования.
Итогом реализации программ повышения квалификации на базе образовательных учреждений сети является выполнение слушателем учебного задания в форме практико-ориентированного проекта, продукт которого должен быть пригоден к использованию в профессиональной деятельности.
Результатом освоения программы повышения квалификации в полном объеме становится аттестационная работа, отражающая профессиональную готовность педагогических и руководящих кадров к реализации современной модели регионального образования.
Характерной особенностью данной модели повышения квалификации станет необходимость её организации в режиме персонификации государственных обязательств; формирование содержания образования индивидуально для каждого слушателя, путем выбора модулей; самостоятельное определение сроков и форм повышения квалификации, внешняя экспертиза и конкурсный отбор модулей для обучения.  Таким образом возникает актуальность реализации предлагаемой РИКУО Региональной модели повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.
Ожидаемые результаты реализации модели стажерской площадки на базе Сельской образовательной сети «Найдал»:
•    Образовательная программа переподготовки, повышения квалификации и стажировки педагогических кадров по подготовке учителей РВО, учителей – тьюторов, сетевых учителей;
•    Методические рекомендации (предложение в нормативные акты), в которых описан перечень профессиональных педагогических компетентностей, являющихся основой для обновления процедур аттестации педагогических кадров;
•    Нормативно-правовая база деятельности стажерской площадки на базе образовательного учреждения
Разработка модели дистанционного обучения учащихся сети в условиях разновозрастного обучения
В настоящем проекте проблема организации дистанционного обучения учащихся сельских малокомплектных школ рассматривается несколько с других позиций, как в организационном, так и в методиках и механизмах финансирования, чем это сделано в заявленных ранее в республике проектах по дистанционному обучению:
•    мы предлагаем дистанционно обучать учащихся школ малых поселений по тем учебным предметам, по которым в образовательном учреждении нет специалиста – предметника. Проведенный нами анализ в 14 школах сети показал: в двух из них нет учителей русского языка и литературы, в трех – учителей биологии, химии и т.д. Таким образом, ведущий учитель – предметник (сетевой учитель) из школ сети может вести дистанционные занятия одновременно в нескольких школах.
•    Освободившиеся часы в школах, где ведется дистанционное обучение по нескольким предметам пойдут на оплату труда учителей - тьюторов.
•    Сетевой учитель – это, прежде всего учитель, который хорошо владеет технологий разновозрастного обучения, так как во всех малокомплектных школах сети дети обучаются в разновозрастных группах согласно утвержденной модели распределения учащихся по разновозрастным группам.
•    Сетевая образовательная программа по предмету будет разработана с учетом организации учебно – образовательного процесса в школе с разновозрастным обучением, то есть в режиме концентрированного обучения.
•    В нормативно – правовую базу организации дистанционного обучения будут включены следующие акты: Положение об организации дистанционного обучения в сельской образовательной сети «Найдал» (включая механизм конвертации результатов), Положение о сетевой образовательной программе по учебному предмету, Положение о сетевом учителе, учителе – тьюторе, Модельная методика расчета норматива финансирования сетевых образовательных программ.

Разработка форм предпрофессиональной подготовки учащихся школ сети с учетом перспективных направлений программ социально – экономического развития поселений.
Одной из главных задач экспериментальной деятельности, разработка подходов в организации предпрофессиональной подготовки учащихся школ сети с учетом перспективных направлений программ социально – экономического развития поселений и муниципалитетов. Модель системы формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению разработана на основе «Я – концепции», позволяющей старшекласснику освоить: а) бессубъектную, субъектную позиции и их диалектическое сочетание; б) репродуктивную и творческую составляющие профессиональной деятельности; в) усложняющиеся профессиональные роли: наблюдатель – участник – творец – организатор и инициатор профессиональной деятельности.
Модель профилизации в условиях образовательной сети предполагает несколько стратегий.
Стратегия первая: индивидуальный учебный план в условиях сетевого взаимодействия. Данная стратегия основывается на том определении, что конечной целью профилизации является индивидуализация – обеспечение на старшей ступени обучения максимально возможной вариативности.
За счет сетевого взаимодействия учащиеся школы приобретают возможность получить более разнообразный спектр образовательных услуг и выстроить индивидуальные планы.
В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.
В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя образовательная сеть через очно-дистанционное обучение профильным предметам у лучших специалистов школ сети.
Стратегия  вторая: обеспечение условий для профессионального самоопределения сельских школьников.
Сетевая образовательная программа предполагает создание депозитария программ и проектов по предпрофессиональной подготовке старшеклассников по выбранным направлениям будущей профессиональной деятельности с привлечением специалистов с непедагогическим образованием. Предусматривается  система профессиональных стажировок в организациях, учреждениях, бизнес – структурах сети.
Учащиеся сети будут иметь возможность обучаться по программе профессионального самоопределения, которая состоит из нескольких модулей: «Мир профессий», «Я и профессия», «Проектирование карьеры», «Профессиональные пробы». В основной и старшей ступени обучения эта программа обеспечивает три стадии развития личности: мотивацию учащихся к конкретной профессиональной деятельности (спектру профессий) – в РВГ учащихся 5-6 классов, профессиональную ориентацию в РВГ учащихся 7-8-9 классах и осуществление активного поиска карьеры в РВГ учащихся 10-11 классов.








Организацию профильного  обучения, по нашему мнению, надо осуществлять как начало профессиональной карьеры каждого  обучающегося. Принять верное решение о профессиональном выборе помогает старшекласснику работа в проекте «Профессиональные пробы», которая предусмотрена в 10-11 классах. На данном этапе будет налажена система социального партнерства с организациями, предприятиями районного центра, а также поселений, на территории которых расположены школы сети для прохождения социальных стажировок, социального проектирования с учетом перспективных направлений программ социально – экономического развития поселений и типа хозяйствования поселения в частности, и региона в целом. Например, для МО «Еравнинский район» приоритетными направления развития экономики района являются: сельский туризм, промышленное рыболовство, горно-обогатительное производство, сельско – хозяйственное животноводство; для Кижингинского района: горно-обогатительное производство, сельско – хозяйственное животноводство; для Тункинского района: сельский туризм, сельско – хозяйственное животноводство; для Кабанского района: промышленное рыболовство, сельско – хозяйственное животноводство.
Таким образом, обучающиеся школ Еравнинского и Кижингинского района могут пройти стажировку в Озерном ГОКе, а в Тункинском районе организовать стажировку по пастбищному скотоводству  и т.п. Учащиеся сети  выполняют  индивидуальные проекты (бизнес-проекты), которые находятся в области их профессиональных интересов под руководством специалистов с непедагогическим образованием. Управляет проектами и сопровождает их тьютор с педагогическим образованием.
Таким образом, индивидуальный учебный план – это не только набор обязательных, профильных и элективных курсов; сюда входит проектная, исследовательская, творческая деятельность учащихся, занятия в системе дополнительного образования, которые отражаются в портфеле достижений школьника (Портфолио).
Разработка модели сетевого Центра развития личности «Путь к успеху» для предоставления учащимся сети более широких возможностей  саморазвития и творческого самовыражения
Главная идея разработки модели сетевого Центра развития личности «Путь к успеху» - обеспечение мотивационной  воспитательной среды в межмуниципальной образовательной сети «Найдал», ориентированной на повышение качества жизни своих будущих выпускников. Только ориентация на успех может привести личность к успеху.
Суть программы «Путь к успеху» - предоставление возможности учащимся и целым  группам самостоятельно выбрать сферы приложения своих сил и добиться там успеха, реализовав свои потенциалы.
Векторы изменений воспитательной среды в образовательной сети:
•    От отрицательных мотивов избегания неприятностей к комплексной положительной мотивации успеха, познавательного интереса, самовоспитания, общения.
•    От организации школьного пространства к созданию комфортной мотивационной сетевой образовательной среды, обеспечивающей активность и успех каждого ребенка.
•    От традиционных отношений «учитель-ученик», «учитель-родитель»    к отношениям сотрудничества, сотворчества, социального партнерства всех субъектов образования.
•    От качества образования к качеству жизни в стенах и за пределами школы.
    Сетевой Центр развития личности «Путь к успеху»     позволит решить ряд задач:
•    расширение пространства и создание условий для самовыражения учащихся и педагогов сети;
•    формирование «образа успешного человека» как элемента культуры в сети;
•    интеграция учебной и внеучебной деятельности в  условиях образовательной сети;
•    содействие развитию инициативы и творческой активности школьников и педагогов сети;
•    развитие ключевых компетенций личности (учебной, исследовательской, коммуникативной, организаторской).
Программа «Путь к успеху» будет разработана на основе следующих концептуальных положений:
•    успешность учащегося – необходимое условие психологического благополучия школьников и основа их здоровья;
•    успешность школьников – необходимое условие  включения учащихся в деятельность;
•    успешность ребенка – необходимое условие  социализации человека;
•    успешность воспитанника связана с опорой на вчерашний успех, с переживанием успешности сегодня, ожиданием, прогнозированием, проектированием завтрашней радости;
•    успешность школьника – результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех – способ самоутверждения и самовыражения;
•    успешность – норма полноценной жизни ребенка;
•    успех – основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.
В начале года учащиеся предлагают номинации в различных видах деятельности, в которых могут проявиться их таланты и способности. Номинации обсуждаются в сети и утверждаются Советом сети.  В конце года проводится церемония признания учащихся, добившихся успехов в разных видах деятельности. Примерные номинации:
•     «Навстречу открытиям»
•    «Чемпион года»
•    «ВиТА» (вдохновение и талант)
•    «Лидер»
•    «Открытие года»
•     «Добрая душа» и т.д.
В качестве основных механизмов создания мотивационной образовательной среды образовательной сети могут быть выделены:
•    изменение системы взаимоотношений учащихся сети на основе новых объединений, содружеств, клубов, лабораторий и т.д.;
•    разработка и реализация сетевой образовательной программы освоения важных жизненных навыков «Ключ к успеху»;
•    предоставление возможностей учащимся, разновозрастным группам и классам самостоятельно выбрать сферы приложения своих сил и добиться там успеха, через школьные, сетевые проекты и события.

Ресурсное обеспечение проекта
Для реализации ключевых идей предлагаемой сетевой образовательной программы требуются одномоментные крупные финансовые вложения (единая компьютерная среда на 14 школ в 6 – ти районах республики, высокоскоростная Интернет-связь, мобильные компьютерные классы в школах сети) в размере 4500 тыс. рублей. Приложение 4. Смета расходов на реализацию проекта.
Опыт участия в проектах
•    Проект « Школа как Ресурсный центр сельской образовательной сети «Найдал» (муниципальная экспериментальная площадка) - 2006 г.,
•    Лауреат конкурса среди лучших школ, активно реализующих инновационные образовательные программы в рамках ПНПО – 2006 г.,
•     Участник КПМО Республики Бурятия 2007 – 2008 уч. г.,
•    Комплекс проектов «Еравна – территория устойчивого развития», выигравшего грант фонда «Устойчивое развитие» г. Москва на общую сумму 1 500 000 рублей (в том числе 900 000 тыс. руб. инвестированы в нашу школу), преследующего цель привлечения общественности, организаций и учреждений района  к проблемам энергосбережения и здоровьесбережения, 2008 г.
•    Проект «Жемчужное ожерелье Еравны», выигравшего грант АНО «Эврика» при поддержке Правительства РБ в сумме 200 000 рублей, 2008 г.
•    Проект «Сельская образовательная сеть «Найдал» как механизм обеспечения доступного и качественного образования в муниципальном образовании «Еравнинский район» (Республиканская экспериментальная площадка) - 2009 г.,
•    Проект «Межвозрастное развитие на первой ступени обучения как фактор успешной социализации учащихся» (республиканская экспериментальная площадка по  введению ФГОС начального общего образования) - 2010 г.