8(30135)21486
с. Сосново-Озерское , ул.Матросова,д 46
начало занятий 8.00

Положение о муниципальном эксперименте

Положение
о  проведении муниципального педагогического эксперимента по внедрению разновозрастного обучения  на территории МО «Еравнинский район»

1. Общие положения
1.1.    Положение о  муниципальном педагогическом эксперименте  (далее - Положение) устанавливает единые требования к проведению педагогического эксперимента по внедрению разновозрастного обучения на экспериментальных площадках сельской образовательной сети «Найдал» на территории МО «Еравнинский район».
1.2.  Экспериментальное сетевое взаимодействие муниципальных общеобразовательных учреждений осуществляется в составе: МОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №1», МОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Тулдунская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Ширингинская средняя общеобразовательная школа». Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников, включенных в данный педагогический эксперимент.
1.3. Практическое осуществление  эксперимента строится в соответствии с Законом РФ «Об образовании», нормативными правовыми актами Правительства РФ, Министерства образования РФ при поддержке Министерства образования РБ, администрации МО «Еравнинский район», отдела образования МО «Еравнинский район».
1.4.    Положением определяются принципы функционирования, цели, задачи, содержание, мониторинговые исследования эксперимента.
1.5.    Положение о  педагогическом эксперименте, дополнения и изменения к нему, процедуры, сроки и ответственные за  эксперимент утверждаются  Советом по образованию при РОО МО «Еравнинский район».

2.  Цели и задачи муниципального педагогического эксперимента
2.1 Целью муниципального педагогического эксперимента является экспериментальная проверка эффективности разновозрастной организации образовательного процесса в условиях  малокомплектных школ сети, а также Ресурсного центра сети МОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №1»
2.2. Задачи эксперимента:
    обеспечение научно-методического сопровождения, управления экспериментом по внедрению разновозрастного обучения на экспериментальных площадках сети;
    обеспечение курсовой переподготовки учителей малокомплектных сельских школ на базе  РИКУиО и МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей» по программе, разработанной педагогическим коллективом лицея;
    совершенствование содержания и структуры образования по предметам для разновозрастных учебных групп;
    организация общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ экспериментальных площадок сети;
    совершенствование системы мониторинга образовательных достижений учащихся при разновозрастной организации УВП;
    разработка механизма отслеживания и анализа результатов педагогического эксперимента и его коррекции;
•    описание результатов ПЭ и распространение опыта работы;
•    издание пособий и методических рекомендаций.

3. Условия проведения эксперимента по переводу малокомплектных сельских школ на разновозрастное обучение
3.1. Необходимыми   условиями реализации  разновозрастного обучения являются:
•    Коллективное обсуждение  концептуальных идей, проектирования образовательного учреждения;
•    Принятие  идей разновозрастного обучения  коллективом  учителей;
•    Пропаганда   идей разновозрастного обучения  среди родителей потенциальных учащихся;
•    Научно-теоретическая и методическая подготовка учителей - предметников и преподавателей   предметов эстетического цикла;
•    Организация учебно-воспитательного процесса в школах сети на основе адаптированных учебных программ по предметам МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей, МОУ «Невонская средняя общеобразовательная школа».
•    Подготовка полного пакета учебно-методического комплекса, необходимого для четкой организации работы педагогического коллектива;
•    Формирование работоспособной психологической группы поддержки эксперимента;
•    Выращивание  педагогического коллектива, коллектива единомышленников. Организация научно-методической и экспериментальной  работы учителей;
•    Создание соответствующего материально-технического обеспечения.  
3.2.    В целях регулирования деятельности образовательных учреждений, реализующих программы общего образования в разновозрастных учебных группах, предусмотреть внесение изменений в нормативно-правовую базу школ сети.
3.3.    Участникам  педагогического эксперимента обеспечить реализацию функций разновозрастного обучения, таких как:
3.3.1.    Функцию психологической защиты ребенка. Круг общения детей в классе малочисленной школы, где обучается часто 2 – 5 человек,  весьма ограничен, что создает особую психологическую напряженность для детей. Объединение учащихся разных возрастных групп, классов обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит общение учащихся, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, преодолеть психологическую депривацию ребенка, избежать монотонности при организации учебного процесса. По данным исследований, ученик малочисленной сельской школы чувствует себя комфортнее на занятии, где объединяются несколько классов. На таком занятии у школьников возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно, если ученик оказывается в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции.
3.3.2.     Функцию социальной поддержки: это помощь старших младшим в организации учебной деятельности; поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников или на обычном уроке, а в этой ситуации осознают свою полезность, востребованность как помощников педагога при организации работы младших детей. На разновозрастном занятии разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что требует от ребенка постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта.
3.3.3.    Компенсаторную функцию. Старшим предоставляется возможность выполнять роль взрослого, взять на себя ответственность. Особенно важно включать школьников в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека, принимающего самостоятельные и ответственные решения. В среде сверстников лишь некоторые способны пробиться в организаторы, лидеры. На разновозрастном занятии старшим предоставляются дополнительные возможности выступить в этом качестве, выполнить роль консультанта, помощника педагога, руководителя группы.
3.3.4.    Функцию разновозрастного занятия – стимулирующую. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут актуализироваться и проявиться индивидуальные качества, которые в условиях класса остались бы незамеченными: активность, ответственность, инициативность, заботливость. На разновозрастном занятии у старших стимулируется проявление и развитие организаторских умений, способности самостоятельно решать учебные задачи. Стимулирующая функция разновозрастного занятия проявляется не только в актуализации положительных качеств у старших. У младших также повышается заинтересованность, активность.
Разновозрастные занятия в большей степени, чем традиционные, развивают мотивацию учения, познавательные интересы учащихся. Такие занятия стимулируют развитие гуманных межличностных и деловых отношений между учащимися разных классов.
3.4.    Участникам педагогического эксперимента учесть следующие особенности учебно-воспитательного процесса при организации разновозрастного обучения:
3.4.1.    Принципы организации образовательного процесса в  разновозрастной группе:
•    Творческое взаимодействие;
•    Взаимообучение;
•    Интеграция и дифференциация задач, содержания, средств обучения и воспитания учащихся разного возраста;
•    Регулирование взаимодействия учащихся разного возраста;
•    Оптимальность возрастного диапазона состава учащихся на учебном занятии;
•    Выбор, то есть создание для ученика таких ситуаций, где существует необходимость определения им своей личной позиции;
•    Чередование занятий учебным предметом с занятиями эмоционально - деятельностного характера;
•    Коллективные способы обучения;
•    Концентрированное обучение;
•    Блочно – модульное обучение;
•    Многократное повторение;
•    Педагогика сотрудничества.
3.4.2. Образовательный процесс организуется с опорой на ведущий для каждого возраста вид деятельности. В разновозрастной группе все различия естественны, и они вызваны в основном разницей в возрасте и не являются основой для возникновения конфликта. Разновозрастные учебные группы позволяют детям постигать основы наук в индивидуальном темпе. Переход к такой структуре групп является важным условием поддерживания желания учиться на высоком уровне. В разновозрастных группах возможна и, более того, существует естественная потребность во взаимообучении.
3.4.3. При разновозрастном обучении каждый год учебная группа пополняется новыми членами.  Поэтому ежегодно необходимо проходить системный, логически завершенный курс основных учебных предметов, изучаемых с 7 по 11 класс. При этом ежегодно меняется угол рассмотрения проблематики изучаемого предмета, глубина проработки тех или иных разделов, соотношение теоретической и практической части, методика и технология организации образовательного процесса.
3.4.4. При разработке годовых курсов содержание учебного предмета организуется в крупные блоки, это позволяет использовать разнообразные формы представления учебной информации, что обеспечивает глубокое и сознательное овладение не только знаниями, но и приемами диалектического мышления. При этом затраты учебного времени сокращаются.
3.4.5. Использование укрупненных дидактических единиц, коллективных форм организации учебной деятельности (взаимообучения) требуют увеличения периодов непрерывного изучения конкретного предмета.  Поэтому наиболее эффективны недельные «погружения», когда на изучение основного предмета отводится до 20 часов, а завершается погружение зачетом.
3.4.6. При использовании метода «погружений» возможно определение его структуры. Возможная структура выглядит следующим образом:
•    первый день повторение материала предыдущих погружений, планирование предстоящей недели;  
•    второй день – учебная деятельность в составе разновозрастной группы;
•    третий день – информатика и иностранные языки;
•    четвертый день – работа в микрогруппах разновозрастного состава;
•    пятый день – межгрупповая деятельность: дискуссионные клубы и т.д.;
•    шестой день – индивидуальные консультации и зачеты;
3.4.7. При организации работы на занятиях  спаренными уроками должны применяться приемы интенсификации умственной деятельности, использоваться такие формы, как «погружение», тренинг, «мозговой штурм». Во избежание монотонности и перегрузок, предусматриваются меры психологического обеспечения, обязательная смена видов деятельности учащихся (лекция, практикум, самостоятельная работа, коллективные виды деятельности, работа в парах, в группах, дидактические игры, конкурсы, проектная деятельность и другие).  Занятия основными предметами во время погружения чередуются с занятиями предметами эмоционально-деятельного характера (физическая культура, музыка, изобразительное искусство и т.д.).
3.4.8. Вводится языковой день – один раз в неделю, в течение которого предусмотрено изучение таких предметов как иностранные языки и бурятский язык.
3.5.   Общеобразовательным учреждениям, реализующим программу эксперимента учесть особенности составления учебного плана школы с разновозрастным обучением:
3.5.1. Изменение формы организации образовательного процесса приводит к соответствующей трансформации учебного плана школы. Поэтому школы – участники эксперимента разрабатывают «авторский» учебный план.
3.5.2. Для тех случаев, когда речь идет об организации образовательного процесса методом «погружений в предмет», эмпирически разработана формула для проведения соответствующих расчетов.   
3.5.3. Учебный план подростковой школы с разновозрастным обучением должен разрабатываться (рассчитываться) с таким учетом, чтобы сохранить образовательные области, определенные региональным учебным планом, и приблизительное количество часов, отведенных на изучение учебных предметов. Особенно это касается расчета количества погружений по предмету и в целом по учебному плану.
           Формула для расчета учебного плана образовательного заведения с разновозрастным обучением. За основание принимается региональный базисный учебный план конкретной территории.
 ,  где
N -  количество погружений  
n – количество недельных часов
34 – количество учебных недель в учебном году
m – количество недельных часов по предмету погружения
z – количество часов, выделенных на мониторинг качества знаний.
Рассчитанный по такой методике учебный план подростковой школы с разновозрастным обучением позволяет сокращать время, отведенное на изучение предметов, вводить дополнительные предметы, индивидуализировать  учебный план на последнем этапе обучения.
3.6.    Участникам педагогического эксперимента при оценивании уровня  обученности учащихся руководствоваться критериями оценки знаний учащихся разновозрастного коллектива.
3.6.1.  Определение уровня знаний учащихся и определение числового значения «отметки» усугубляется, когда речь идет о разновозрастном обучении. Добавляется необходимость учета возраста ребенка в разновозрастной группе, когда представители разных возрастов работают с одним и тем же учебным материалом.
3.6.2. При организации образовательного процесса в разновозрастных учебных группах уровень усвоения программы у учащихся будет разным по двум причинам: во-первых, их возможности несколько отличаются из-за возрастных особенностей; во-вторых - у детей, даже одного возраста, могут быть разные интеллектуальные возможности. Поэтому оценка умственных достоинств школьника предполагает учет его возраста.


3.6.3. Для определения отметки в баллах при различных значениях процента (доли) усвоения значение максимально возможной отметки умножается на долю усвоенного материала (к примеру, если ученик усвоил 0,75 часть (75%) предложенного материала, то полученный балл будет равен: 5 х 0, 75 =3, 75).
3.6.4. Предлагаемая система отметок по существу включает в себя 500 разных отметок, начиная от 0,1 и заканчивая  5,0 баллами с шагом в 0,01. Таким образом, и у учителя и у учащегося есть возможность количественно определять малейшие успехи или неуспехи в учебе. Такой подход позволяет выработать наиболее приемлемые критерии оценки знаний учащихся, которые помогут максимально нейтрализовать субъективизм в выставлении отметок.
3.6.5. При переводе процента усвоения учебного материала в баллы и традиционные школьные отметки руководствоваться нижеприведенной таблицей.

Класс    % усвоен.    Балл соотв. отметке «3»    % усвоен    Балл соотв. отметке «4»    % усвоен    Балл соотв. отметке «5»
7    40%    2    48%    2,4    68%    3,4
8    45%    2,25    56%    2,8    76 %    3,5
9    50%    2,5    64%    3,2    84 %    4,2
10    55%    2,75    72%    3,6    92 %    4,6
11    60 %    3,0    80 %    4,0    100 %    5,0

3.7.    Общеобразовательным учреждениям, реализующим программу эксперимента  обеспечить проведение системы мониторинга образовательных достижений учащихся:
•    еженедельные зачеты (учителя, заместитель по УВР);
•    отслеживание и сравнение итогов обучения за несколько лет – степень освоения содержания основного и полного среднего образования в РВГ (учителя, заместитель по УВР);
•    зимние сессии для старших школьников (учителя, заместитель по УВР);
•    итоговая аттестация за курс основной и полной средней школы (учителя, заместитель по УВР)
•    защита курсовых проектов (организатор исследовательской деятельности учащихся);
•    Портфолио (классные руководители).
3.8.    В процессе экспериментальной работы ориентироваться на достижение следующих практических результатов муниципального эксперимента:
3.8.1. При последовательном решении задач данного эксперимента появится  реальная возможность коренного улучшения общеобразовательной подготовки выпускников малокомплектных сельских школ, так как использование технологии  разновозрастного обучения поможет решить многие  проблемы малокомплектной сельской школы.
3.8.2. Разработка оригинального содержания образования для малокомплектных школ поможет избавиться от излишнего и ненужного дублирования учебного материала. При этом появится возможность определения более логичного маршрута его изучения.
3.8.3.    Повышение квалификации учителя малокомплектной сельской школы, его переподготовка для работы в условиях разновозрастного обучения позволит не только освоить новую методику работы, но и будет способствовать  более продуктивному  использованию времени, отведенного  на урок.
3.8.4.    Некоторое изменение предметного содержания образования, использование передовых приемов организации образовательного процесса, ориентированных на усвоение знаний в ходе учебного взаимодействия, несомненно повысит положительную мотивацию учения у сельских школьников.
3.8.5.    Использование оригинального предметного содержания и продуктивных способов организации учебной деятельности детей будет способствовать повышению  уровня  общеобразовательной подготовки выпускников. Это имеет большое значение в условиях перехода к Единому государственному экзамену, так как поможет выпускнику малокомплектной школы реализовать свои возможности при поступлении в высшее учебное заведение.
3.8.6.    Переход к разновозрастному обучению позволит детям получать образование в более комфортных условиях.
3.8.7.    Опыт выполнения различных социальных ролей («старший»-«младший», «ученик»-«наставник», «ведущий»-«ведомый» и т. д.), возникающих  при разновозрастном обучении, взаимопомощь и взаимоконтроль, ответственность «старших» и «младших» за общее дело повысит уровень воспитанности и  будет способствовать  более быстрой адаптации выпускников сельских малокомплектных школ к условиям рыночной экономики и найти «свое» дело - дело, которое будет ему по силам.
3.8.8.    Использование в полной мере возможностей разновозрастного обучения в малокомплектных сельских школах даст значительный экономический эффект.
3.8.9.    Использование разновозрастного обучения  не только сохранит малокомплектные сельские школы, но даст новый импульс к их развитию. Это, в свою очередь, сохранит и умножит перспективу возрождения российской  деревни.
3.9.    Общеобразовательным учреждениям, реализующим программу эксперимента, обеспечить ведение документации педагогического эксперимента:
•    Программа эксперимента;
•    Дневник наблюдений;
•    Описание хода эксперимента;
•    Описание используемых методов исследования;
•    Фиксация промежуточных результатов;
•    Изложение впечатлений, возможных направлений развития эксперимента;
•    Фиксация вопросов для предъявления экспертному сообществу;
•    Экспериментальный материал, справки, статьи и т.д.  




4. Этапы эксперимента
Эксперимент планируется провести в период с 2008 – 2013 гг. в три этапа:
I этап (2008 - 2009 гг.) – подготовительный - изучение психолого-педагогической литературы по проблеме, анализ состояния проблемы с точки зрения ее теоретической разработанности и практической реализации, поиск путей решения проблемы; разработка программы педагогического эксперимента,   курсовая переподготовка  учителей по проблеме, разработка образовательных программ, учебно – методических комплексов  по предметам для реализации модели разновозрастного обучения условиях сельской малокомплектной школы.
II этап (2009-2012 гг.) –  практический - проведение опытно – экспериментальной работы,  апробация разработанных моделей, обобщение и систематизация результатов эксперимента.
III этап (2012-2013 гг.) – обобщающий, аналитический - описание результатов педагогического эксперимента и распространение опыта работы.

5. База  эксперимента
Контингент учащихся и учителей МОУ «Комсомольская СОШ», МОУ «Тулдунская СОШ», МОУ «Ширингинская СОШ», учителя МОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №1» - ресурсного центра сельской образовательной сети «Найдал».